Рекурсивная природа субъекта

Решите свои психологические проблемы самостоятельно. Вестишки.ru. (В разработке)
Рекурсивная природа субъекта
Как возникла рекурсивная модель
О книге "Рекурсивная модель функционирования психики"
Приглашение к сотрудничеству
E-mail:

В рекурсивной модели любая ситуация рассматривается с позиции некоторого конкретного, живого человека (или группы людей), — т.н. центрирующего субъекта.

Психика других людей непосредственно нам недоступна. Любому субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, а также используемые ими коммуникативные средства, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Итак, в состав центрирующего субъекта в качестве частей входят реконструированные субъекты, т.е. представления центрирующего субъекта о других людях, находящихся в той же ситуации, что и сам субъект, об их свойствах, состояниях, мыслях и чувствах, которые они испытывают, о планируемых ими действиях и т.д.

Реконструированные субъекты являются субъектами, пусть даже внутреннего мира, но всё же субъектами в полном смысле этого слова, — они познают реальность, принимают решения и т.п.

В частности познавательная функция реконструированного субъекта состоит в том, что он, как и реальный субъект, строит собственные представления о предметной реальности и, в свою очередь, реконструирует других субъектов. Тем самым значение термина "реконструированный субъект" расширяется: субъекты могут реконструироваться не только центрирующим субъектом, но и другими субъектами, входящими в состав психики центрирующего субъекта.

Реконструкция субъектов по своему значению близка к широко известному термину "социальная перцепция". В то же время термин "реконструкция" более удобен в плане словообразования, отсюда термины: реконструирующий, реконструируемый и т.д.

Итак, в структуре субъекта (центрирующего или реконструированного) выделяются структурно подобные ему части — субъекты, которые им реконструированы. Отсюда понятно, что здесь есть основа для введения рекурсии. Удивительно, но в психологии рекурсия до сих пор систематически не применялась.

Согласно А.В. Анисимову "под рекурсией, в общем смысле, понимают такой способ организации системы, при котором она в отдельные моменты своего развития, определяемые ее правилами, может создавать (вызывать) собственные измененные копии, взаимодействовать с ними и включать их в свою структуру. Законы изменения копий при вызове также включаются в правила системы и могут зависеть от многих параметров: от состояния системы и других подсистем в момент вызова копии, от информационного наполнения заданных параметров, от правил самой системы. Возможно отсутствие изменения при вызове копии - чистая рекурсия (это частный случай). Существует многообразие вариантов поведения копий; они могут существовать и развиваться параллельно с главной системой, исчезать после окончания своего этапа функционирования, по-разному взаимодействовать между собой. Все определяется правилами системы." (Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия, — Киев: Наукова думка, 1998 г.)

Рекурсивная модель является, по-видимому, первой работой в психологии, где идея рекурсии является основополагающей. В ней под рекурсией понимается наличие в субъекте частей, структурно подобных самому субъекту, которые взаимодействуют с этим субъектом. Тем самым определяется система, к которой применяется рекурсия, — это субъект как таковой, а также определяется местоположение копий, о которых говорится в определении А.В. Анисимова, — они расположены внутри порождающего их субъекта.

Реконструкция субъекта — не единственный пример рекурсии. Субъект может мыслить себя в прошлом, в будущем или в некоторой воображаемой ситуации в качестве субъекта, отражающего реальность и/или действующего в ней. Отсюда понятно, в субъекте содержатся структурно подобные ему другие субъекты, отнесённые к другим моментам времени, или к воображаемой реальности, вследствие чего снова возникает рекурсия.

Существенным требованием рекурсии является необходимость взаимодействия целого (некоторого субъекта) со структурно подобными ему частями (вложенными субъектами), оказывающими влияние на поведение этого субъекта, оценку им ситуации и т.д. Если бы такого обратного влияния не было, то все эти внутренние субъекты оказались бы эпифеноменом, не имеющим никакого практического значения, так что их изучение оказалось бы бессмысленным.

Анализ психического состояния субъекта с позиции рекурсивной модели предполагает два процесса: разворачивание рекурсии, т.е. рассмотрение всё более и более глубоко вложенных субъектов, и, наоборот, сворачивание рекурсии, т.е. изучение влияния вложенных субъектов на субъектов их порождающих, и, в конечном счёте, на центрирующего субъекта, что определяет его поведение.

Hosted by uCoz