Как возникла рекурсивная модель

Решите свои психологические проблемы самостоятельно. Вестишки.ru. (В разработке)
Рекурсивная природа субъекта
Как возникла рекурсивная модель
О книге "Рекурсивная модель функционирования психики"
Приглашение к сотрудничеству
E-mail:

Работая над книгой "Психологическая безопасность в учебных заведениях". — М.: Педагогическое общество России, 2002., автор преследовал цель способствовать улучшению психологического климата в учебных заведениях, повысить качество педагогического общения между субъектами образовательного процесса. В связи с этим было рассмотрено большое число (~300) эпизодов нанесения ущерба, имевших место в школах и в других учебных заведениях.

Оказалось, что в ситуациях, которые субъективно воспринимались как наносящие ущерб, встречаются, как правило, интрига, широкий спектр эмоциональных состояний, противоборство как между участниками событий, так и в отношении объективных обстоятельств. Многие из них проблемны, т.е. для успешного их разрешения необходимо принимать нетривиальные решения. Другими словами, собранные ситуации, представляющие исходный эмпирический материал, привлекательны, главным образом, своей содержательностью.

Психологическая природа отобранных ситуаций очень разнообразна, поэтому невозможно провести единообразное психологическое исследование эпизодов с позиций какой-либо одной существующей в настоящее время психологической теории; их пришлось изучать с привлечением самых разных психологической теорий: теории деятельности, конфликтологии, психоанализа, трансактного анализа, НЛП и т.д. Каждый эпизод рассматривался, чтобы избежать противоречий, на основе только одной какой-либо психологической теории.

Такой подход оказался продуктивным, удалось обнаружить много нового, неизвестного ранее. Однако опыт написания книги привёл автора к выводу, что ни одна из существующих теорий не может последовательно описать все имеющиеся в наличии эпизоды нанесения ущерба.

В любой ситуации можно получить ущерб, если действовать неадекватно, и, наоборот, за адекватными действиями, даже в потенциально опасных ситуациях, может следовать не ущерб, а успех. Отсюда понятно, что психотравмирующая ситуация или ситуация переживания ущерба не является какой-то особенной ситуацией.

В связи с этим стала понятной неизбежность постановки проблемы в наиболее общем виде, а именно — необходимо повысить эффективность функционирования человека в широком спектре жизненных ситуаций. А для этого необходимо разобраться в том, как человек, находясь в конкретных жизненных ситуациях, функционирует, мыслит, как принимает решения, как он оценивает ситуацию, почему в какой-то ситуации человек переживает успех, а в другой неудачу и т.д.

Результатом исследования явилась рекурсивная модель психики, описывающая функционирование психики конкретного человека в конкретной ситуации.

Благодаря рекурсии, положенной в основу модели, психические процессы, свойства и качества не заданы a priori, раз и навсегда. Наоборот, они подстраиваются под особенности конкретной ситуации. Этим рекурсивная модель отличается от многих психологических теорий, которые описывают психику, не выходя за рамки ограниченного числа конструктов.

Hosted by uCoz